Регистрация Вход
Кино /
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Дастин Хоффман /Dustin Hoffman/

Дата рождения: 08.08.1937

Место рождения: Лос-Анджелес

Фильмография актера: Вся президентская рать части 1-2 (1943), Выпускник (1967), Полуночный ковбой (1969), Маленький большой человек (1970), Соломенные псы (1971), Альфредо, Альфредо (1972), Мотылек (1973), Марафонец (1976), Вся президентская рать (1976), Крамер против Крамера (1979), Тутси (1982), Человек дождя (1987), Семейный бизнес (1989), Билли Батгейт (1991), Капитан Крюк (1991), Герой (1992), Последний шанс Харви (1995), Эпидемия (1995), Спящие (1996), Потерянный город (1997), Капитан Крюк (1997), Безумный город (1997), Сфера (1998), Жанна Д`Арк (1999), Жанна Дарк (1999), Нелепей вымысла (2000), Сфера (2001), Вердикт за деньги (2003), Присяжный в бегах (Вердикт за деньги) (2003), Афера (2003), Знакомство с Факерами (2004), Взломщики сердец (2004), Волшебная страна (2004), Плутовство (2004), Плутовство (2006), Парфюмер: История одного убийцы (2006), Персонаж (2006), Лавка чудес (2007), Кунг-Фу панда (2008), Последний шанс Харви (2008), Кунг-фу Панда: Секреты неистовой пятерки (2008), Знакомство с Факерами 2 (2010), Три женщины Барни (2010), Кунг-фу Панда 2 (2011), Повар на колесах (2014), Кунг-Фу Панда 3 (2016)

Биография: Полуночный ковбой

Джо Бак провинциал, приехавший в Нью-Йорк в надежде разбогатеть, оказывая сексуальные услуги пожилым богачкам. Но богачки что-то не торопятся упасть в объятия новоявленного жиголо. Пытаясь выжить в каменных джунглях, наивный парень обретает единственного друга и покровителя в лице мелкого мошенника Рико Риццо по прозвищу Крыса...

В 1969 году маленький и невзрачный Дастин ХОФФМАН парил над Голливудом на крыльях славы после триумфа в фильме "Выпускник". Ему прочили главные роли, им интересовались самые маститые режиссеры. И вдруг это чудо, отвергающее один сценарий за другим, соглашается на второстепенную роль в первом американском фильме англичанина Джона ШЛЕЗИНГЕРА! Причем ладно бы персонаж был симпатичный, а то ведь на Рико Риццо без слез не взглянешь хромой, грязный, озлобленный, вороватый, больной туберкулезом... А уж рядом с высоким красавцем блондином Джоном ВОЙТОМ, исполнившим роль Джо, Хоффман действительно выглядел, как крыса. Да и тема книги Джеймса Лео ХЕРЛИХИ, на которой базировался сценарий "Ковбоя", явно попахивала скандальчиком...

"На заре карьеры Дастин совершил профессиональное самоубийство", констатировали критики, когда всей королевской рати продюсеров и агентов не удалось отговорить актера от "роковой ошибки". Тогда выпускающая компания решила проблему радикально отказалась финансировать картину. Шлезингер повздыхал и разбил личную копилку. Последним козырем продюсеров в борьбе за недопущение "Полуночного ковбоя" к зрителю стало присвоение фильму категории X, что поставило его в один ряд с мягким порно и прочими непристойностями. Их не смутило даже то, что всякий, имеющий глаза, не увидит на экране ни чрезмерной наготы, ни откровенных постельных сцен, ни насилия, ни каких-либо других поводов для цензурного произвола. Согласитесь, одно матерное слово за весь фильм достойным поводом не является. Тем не менее, заклейменную картину разрешили показывать только в двух кинотеатрах в Лос-Анджелесе и в Нью-Йорке.

Но Дастина все это мало интересовало. Он вдохновенно трудился. В сцене на мосту, где Риццо заходится в туберкулезном кашле, Хоффман так раскашлялся, что на третьем дубле его вырвало на Войта. Достаточно натуралистичной хромоты он добился, насыпав себе в ботинки мелких камешков. Будучи по натуре вдохновенным импровизатором, Дастин на ходу придумал фразу, ставшую крылатой. "Куда едешь? Не видишь я иду! " кричит Риццо едва не сбившему его водителю. Он еще много чего придумал, но Шлезингер путем долгих споров все-таки убедил Хоффмана, что режиссером на картине должен быть кто-то один.

Надо сказать, режиссер знал, о чем говорил. "Полуночный ковбой" стал единственным в истории фильмом категории X, выдвинутым на соискание "Оскара". Из шести номинаций детище Шлезингера выиграло три: "Лучший режиссер", "Лучший фильм" и "Лучший адаптированный сценарий". Хоффман и Войт, оказавшиеся соперниками в номинации "Лучший актер", ушли с церемонии не солоно хлебавши. Как, впрочем, и Сильвия МАЙЛЗ, которая не получила "Оскара" за "Лучшую женскую роль второго плана", но установила своеобразный рекорд. Ни до, ни после нее на награду киноакадемии не выдвигали актрису, находившуюся на экране всего шесть минут. Зато как, наверное, приятно было купаться в лучах их славы молодому эпизодическому актеру, сыгравшему ветерана Вьетнама, которого Джо встретил в автобусе на Манхэттене! Такой путевкой в жизнь Аль Пачино гордится до сих пор...
Дастин Хоффман

Барри Левинсон вцепился в Дастина Хоффмана мертвой хваткой после «Человека дождя», который обоим принес по «Оскару. Хотя больше Левинсону «Оскаров» не обломилось, но разве плохо— Специальный приз жюри Берлинского фестиваля, например? Приз был получен за сатирический памфлет "Хвост виляет собакой".

Похоже, тандем с Хоффманом, даже не говоря о наградах, благоприятно сказался на Левинсоне во всех отношениях. Хоффман заразил его своим самым ценным качеством — изменчивостью. И Левинсон, снимая Хоффмана как талисман из фильма в фильм демонстрирует свои способности не только в социально-психологически серьезном «Человеке дождя», но и в напряженной драме «Уснувшие», и в упомянутом «Хвосте...», и даже в американском «Солярисе» — «Сфере». И везде Хоффман играет не только разных по характеру персонажей, но и разные жанры — и все ему легко.

А между тем самого-то Дастина судьба наградила совсем не легким характером. Сниматься с ним на одной площадке — для других актеров мука мученическая. Джессика Ланж, например, просто стонала после «Тутси», вспоминая впоследствии, что на площадке с Хоффманом дело доходило чуть ли не до рукоприкладства. А Мерил Стрип отзывалась о своем партнере в фильме «Крамер против Крамера» самыми последними словами.

«Некоторые коллеги меня называют крохобором, — говорит Хоффман. — Не понимаю, что тут плохого? Когда Стрейзанд делает фильм, она все перепроверяет тысячу раз, потому что понимает, что за неудачу спросят, прежде всего, с нее. Почему же я должен поступать иначе, если чуть ли не каждый фильм тащу на своих плечах?»

Вот так. Не то чтобы он тянул одеяло на себя, опасаясь, что у него, как говорят в Голливуде, украдут фильм. Дело тут не в обычных закулисных дрязгах и дешевой мелочности. И смешно вспоминать дедушку Зигу с его комплексами. Надо быть совсем пошлым, чтобы объявить диктаторские замашки Хоффмана на съемках комплексом Наполеона, которым якобы страдают мужчины, не вышедшие ростом. Тут все проще. Он долго шел к профессии, заработал славу своим горбом, а не в силу чьей-то благосклонности, и потом долго старался наверстать упущенное время, так что лихорадочная страсть к работе вошла в кровь. Она стала целью и смыслом жизни, и потому его злит, когда кто-то рядом относится к ней иначе.

Есть и другая сторона дела.

Сначала от ожогов третьей степени, когда взорвалась кухонная плита, и врачи написали в истории болезни: «Не жилец». В другой раз его чуть не убило током от незаземленной лампы, и, лежа на больничной кровати, он подумал: как, стыдно умирать при столь банальных обстоятельствах. Он и надгробную эпитафию себе сочинил: "Я так и знал, что этим кончится".

И все же, читая эти слова, трудно удержаться от улыбки. Это знаменитый еврейский смех сквозь слезы, умение иронизировать над собой, видеть себя со стороны, трезво себя оценивать, но при этом и любить! Как бы ни была коротка человеческая жизнь, у актеров есть гигантское преимущество перед прочими смертными — они успевают прожить множество жизней за одну. Правда, не которые из них ленятся и, в сущности, в каждой из ролей живут одну и ту же жизнь себя самого. Но Дастин Хоффман не таков. Он настоящий лицедей. Человек с щедрым сердцем. И каждый раз проживает жизнь своего героя от начала до конца, с потрохами влезая в чужую шкуру. Хотя, конечно, ему не каждый раз удается показать всю эту жизнь на экране целиком, как в вестерне Артура Пенна «Маленький большой человек», где его Джек Крэбб (говорят, в самом деле был такой легендарный пионер прерий) вспоминает свою житейскую историю, начиная с тех пор, как был одиннадцатилетним подростком, и вплоть до того, как ему стукнул — ни много ни мало — сто двадцать один. Но Хоффману достаточно и нескольких часов, взятых из чужой жизни, чтобы показать и характер, и невероятные его извивы, и всю подноготную человека. Как в «Соломенных псах» Сэма Пекинпа, где на наших глазах тщедушный кабинетный очкарик-математик, загнанный в угол бандитаминедоумками, выходит один против шестерых и, превращаясь в дикого зверя, орудует раскаленной сковородкой с кипящим маслом, каминной кочергой и волчьим капканом.

Хоффман и дебютировал как виртуоз по части преображения. Про то, как он пробивался к актерству, можно писать роман. Это уже после того, как закончил соответствующее учебное заведение, имел диплом. Но работал санитаром в неврологическом отделении и других местах, весьма далеких от сверкающего мира кулис. В личной жизни тоже все было совсем нерадужно. У него не было своего угла, и немало ночей Дастин провел на полу в кухне у своего кореша Джина Хэкмана. Уже маячило на горизонте роковое тридцатилетие...

Но в двадцать восемь, наконец, сумел устроиться в один внебродвейский театр. Это была ставка больше чем жизнь. И он выиграл — за роль в спектакле «Путешествие пятой лошади» на него свалилась премия «Оби», которую разыгрывают между внебродвейскими актерами. А потом случилось так, что кинорежиссер Майк Николе посмотрел его в постановке «А?» и пригласил на главную роль в фильме «Выпускник». В тридцать лет он должен был сыграть парня, которому только что исполнилось девятнадцать. В театре — тут проблем не было бы: грим погуще, интонация понаивнее, походка побойчее — и в десятом ряду тебе не то что девятнадцать, а все семнадцать дадут. Но в кино с его крупными планами, когда твоя физиономия размером два метра на полтора смотрит с экрана, сразу видно фальшь. Но Хоффману поверили. Откровенно говоря, не только благодаря таланту, из-за внешности тоже. Ибо был он худ и мал ростом, как подросток. Так или иначе, Бен Брэддок. скроенный по моде сезона юноша-бунтарь, стал культовым героем поколения шестидесятых, а Дастин Хоффман — лауреатом «Золотого глобуса».

В Голливуде как раз взыграла такая причуда — чтобы киногерои как можно меньше походили на экранных красавцев и красавиц, а напоминали бы, наоборот, парней и девушек с соседней улицы. В эти годы ни Мэрилин Монро, ни Дуглас Фербенкс нипочем бы не пробились. Им как раз повезло вовремя умереть. Именно на контрасте внешностей построил драматургию своего «Полуночного ковбоя» Джон Шлезингер, поручив Хоффману сыграть чахоточного хромца, рядом с которым красовался великолепный блондин в ковбойских сапогах Джон Войт. Здесь уже в свои тридцать два Дастин казался дряхлым стариком.

Но если говорить о перевоплощении, то Хоффман превзошел сам себя в «Тутси» («Милашке»), где по сюжету переодевался в женщину, чтобы добыть работу на телевидении, и становился не только любимицей публики, но и объектом страстной любви одного ценителя истинной женственности. В век, когда женщины сплошь и рядом стараются выглядеть как можно мужеподобное, Майкл Дорси (так звали героя «Тутси») изобразил мужской идеал, ловко пользуясь набором чисто женских, кокетливо-зазывных жестов и ухваток.

А в «Человеке дождя» он так сыграл больного аутизмом, проведшего всю жизнь в больничных стенах, что после него всех чокнутых только так и играли. Вспомните, к примеру, как это делает неслабый актер Том Хэнкс в «Форресте Гампе». Хоффман получил за эту роль «Оскара», причем сыграл так щедро, что крошек с барского стола хватило на «Оскара» и Тому Хэнксу.

Это был второй «Оскар» Хоффмана. Первый он получил за мелодраму Роберта Бентона «Крамер против Крамера», где они с Мерил Стрип рассказывали историю супружеской пары, небанально решающей вопрос о том, с кем останется после их развода общий сын — с матерью или же с отцом. Хоффман очень просто и серьезно, без всяких наворотов сыграл интеллигентного отца, который доказывает свое родительское равноправие. Очень своевременная была картина, обласканная пятью «Оскарами» — не столько за художественные достоинства (они-то как раз довольно скромные), сколько за неожиданный поворот событий, в котором отразилась соль момента. Не мать бьется за свое дитя, а отец. Не отец жертвует семьей ради карьеры, а мать уходит из дому, бросая ребенка. Отец-одиночка становится главным героем фильма, а мать отходит на вторые роли. Недаром Мерил Стрип получила «Оскара» не за лучшую женскую главную роль, а за женскую роль второго плана. Сексуальная революция, свершившаяся в эпоху «Выпускника», стала давать свои плоды. Бен Брэддок гордо отказывался от ценностей отцов, в том числе, конечно, и от «патриархальной» семьи, где бы «Адам пахал, а Ева пряла». Выпустили джина из бутылки. Эмансипировавшиеся женщины так резко рванули на свободу, в пампасы, что отцам пришлось брать на себя ответ за все. На бракоразводном процессе мистер Крамер и не заметил, как на вопрос судьи «На кой, мол, вам эта головная боль, ребенок?» выпалил: «Я ведь его мать!». Хоффман не то чтобы на экране, а как бы по правде вжился в роль женщины, не для того чтобы получить работу, а чтобы повесить себе хомут на шею. Такой вот идеальный получился герой. Новый американский отец. Интересно, каков он в этой роли по жизни? Наверное, по-старомодному суровый, если собственная, точнее, приемная, дочь не решилась просить у него денег, чтобы выплатить крупную сумму, которую она каким-то образом увела из компании по прокату автомобилей (Карина оказалась на мели после развода) и влипла в еще более криминальную историю. Правда, к маме-адвокату, даме, в профессии которой гребут не меньше кинозвезд, она то же почему-то не обратилась.

Любопытно, что во время съемок «Крамера против Крамера» Хоффман как раз разошелся с актрисой и балериной Энн Бирн, с которой прожил десять лет. Двое детей остались с матерью... А на следующий год он женился на адвокате Лайзе Готсеген, которая хотела иметь от Хоффмана шестерых детей. Спустя восемнадцать лет ее мечта почти сбылась: она родила Дастину пятерых, а шестым стал их приемный ребенок.

«Надеюсь, когда стану старой развалиной, — шутит актер, — они не будут на меня в обиде. Мне сегодня всякий раз больно, если рядом со мной нет моих ребятишек. Я испытываю такое же чувство беспокойства без них, как и без работы...» В последнее десятилетие у Хоффмана, пожалуй, не было таких удойных ролей, как в «Выпускнике», «Полуночном ковбое», «Соломенных псах», "Крамере...". Жизнь, что ли, обмельчала, или вкусы изменились. И вот, нате вам, пожалуйста, нечаянный подарок от Барри Левинсона «Хвост виляет собакой». Как ни странно, режиссеру было все равно, кого будет играть на сей раз Хоффман. Он даже предназначал ему ту роль, которая потом отошла Роберту Де Ниро, — специалиста по внештатным ситуациям на верхушке власти. В результате Хоффман все же сыграл Стэнли Мосса, продюсера и постановщика, которого приглашают разыграть по телевизору маленькую победоносную войну в никому не известной в Новом Свете Албании. Этим трюком умная голова Конрад Брин (Де Ниро) обещает отвлечь общественное внимание от скандала в благородном семействе (президента США обвиняют в сексуальной агрессии прямо накануне выборов!). Мосс берется за дело, входит во вкус, но когда постановка достигает кульминации, объявляет о своем решении публично заявить, кто режиссер этого боевика. Но таким образом он нарушает правила, из соображений госбезопасности его следует убрать. Стэнли Мосс, как и сам Дастин Хоффман, слишком серьезно относился к своему делу и слишком сильно уважал самого себя.

Мосс кончил плохо. Но Дастину Хоффману ничто не угрожает. Единственный его враг — возраст. Но это уж дело понятное. В прошлом году, отмечая шестидесятилетие, Хоффман впал в мрачное состояние духа. Но долго пребывать в одном, даже самом естественном для себя состоянии ему несвойственно. И потому он вместе с младшим сыном встал на ролики и повеселел.

Кинопарк 9-98
Ванька-Встанька

Когда в конце 60-х Дастин Хоффман стал широко известен, кинокритики сошлись во мнении, что перед ними явилась звезда Голливуда нового типа, абсолютно непохожая на тогдашнего киногероя - высокого красавца с мужественной челюстью. Внешность Хоффмана окрестили "нетипичной" - так критики деликатно описывали этого коротышку с огромным носом.

После того как Хоффман стал кумиром поколения 60-х и был обласкан киноакадемией, ведающей "Оскаром", никто не утруждал себя подбором деликатных выражений в адрес Дастина. С детских лет он буквально продирался сквозь обстоятельства навстречу мечте стать актером, и только ленивый не пнул его по дороге. Он родился в 1937 году в небогатой еврейской семье, его предки эмигрировали то ли из России, то ли из Румынии. В школе издевательствам одноклассников не было предела. "Для них я был не просто "карликом" или "коротышкой", - вспоминал Дастин, - я был "человеческим обрубком".

Несмотря на яростные протесты родителей, после школы он пошел учиться в театральную студию, где в течение всего курса ему пытались объяснить, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не будет востребован.

Десять лет он тыкался во все театральные двери, но они были наглухо закрыты. Десять лет он вел полуголодный образ жизни - подрабатывал сторожем и санитаром в психиатрической клинике, ночевал на кухне у друзей.

И вот когда он уже сам был готов распрощаться со своей "крышей", а кому-то из режиссеров надоело без конца повторять: "Приходите завтра" - Дастин получил свою первую роль в театре. Наконец-то Фортуна повернулась к нему лицом, и он крепко схватил ее за челку: Его работу в театре увидел кинорежиссер Майк Николс и пригласил Дастина пройти отбор на главную роль в своем фильме "Выпускник". Пробу Хоффман завалил - от страха он забыл весь текст и по легенде вообще был принят за уборщика. Но именно такой неуверенный в себе растяпа и был нужен. На премьере фильма у Дастина от ужаса не переставая стучали зубы - это звучал марш победителя: молодое поколение американцев признало его героя - робкого юношу, который вдруг осознает, что не хочет быть таким, как его "предки" - своим кумиром. Дастин получил номинацию на "Оскара", был совершенно счастлив, угощал своих поклонников соком и целыми днями раздавал автографы.

Выбор следующей роли свежеиспеченной звезды поверг всех в шок. Хоффман сделал разворот на 180°, сыграв жалкого, больного, отталкивающего персонажа по прозвищу Крыса в картине "Полуночный ковбой". Во время съемок ему звонили друзья и кричали: "Ты сошел с ума! Это роль второго плана, и твой герой омерзителен! Ты губишь свою карьеру!" Кинокомпания отказалась продюсировать фильм, потом ему присвоили категорию X, приравняв его к легкой порнографии. Фильм шел всего в двух кинотеатрах и в результате стал единственным в истории Голливуда фильмом категории X, получившим "Оскара". Хоффман вновь был номинирован, но статуэтку не получил.

Такую вопиющую несправедливость он вынести не смог, обозвав церемонию награждения "кучей грязи, которая не лучше какого-нибудь конкурса красоты". За это академия еще десять лет "прокатывала" Дастина, пока он, наконец, не получил свою первую статуэтку за фильм "Крамер против Крамера".

Упрямство, которое помогло ему выжить и победить, заставляло его постоянно доказывать, что он лучший. Чем сложнее была роль, тем радостнее он за нее хватался.

Через три года после "Крамер против Крамера" вышел фильм "Тутси", где его герой перевоплощается в женщину ради того, чтобы получить роль в шоу. После триумфа фильма у "академиков" был лишь один вопрос: в какой категории выдвигать Хоффмана - как "лучшего актера" или как "лучшую актрису"? До сих пор эта роль остается любимым детищем Дастина. И если в "Крамер против Крамера" он доказал, что мужчина может быть лучшей матерью, чем женщина, то в "Тутси" убедил, что мужчина может быть лучшей женщиной, чем женщина.

Еще через 6 лет вышел "Человек дождя".

Накануне премьеры фильму предрекали провал: "Вы сделали ужасную ошибку, - говорили доброжелатели, - как можно было сделать Тома Круза несимпатичным парнем?!" "Мы были с режиссером в такой депрессии, что даже не хотели доделывать фильм", - вспоминал Хоффман. В результате за роль больного аутизмом Рэймонда, которого полюбила вся Америка, Хоффман получил своего второго и пока последнего "Оскара" (в копилке Дастина семь номинаций на "Оскара" и две статуэтки).

По ходу съемок "Человека дождя" сменилось три режиссера, два оператора и куча продюсеров - никто не мог выдержать совместного творчества с Хоффманом. Те самые упрямство и самоуверенность, которые вывели актера в люди, безнадежно испортили его характер. К каждому сценарию он пишет свои заметки о том, как следует интерпретировать его роль, и зачастую они по объему превышают сам сценарий. Хоффман отличается неуемной страстью к изучению предлагаемого характера, полным вживанием в образ, демонстрирует страсть к анализу и менторское желание поделиться своими знаниями с другими. Чтобы выглядеть усталым в "Марафонце", он несколько суток не спал; ради натуральной хромоты в "Полуночном ковбое" насыпал себе камешки в ботинки и так вдохновенно кашлял в одной из сцен, что на третьем дубле его вырвало. Готовясь к съемкам "Эпидемии" (Outbreak) в 1995-м, где он играет ученого, борющегося с опаснейшим вирусом, он прочел кучу научной литературы, консультировался с учеными-вирусологами и доставал своими открытиями всю группу. Морган Фриман, игравший напарника Хоффмана, жаловался: "Каждый день Дастин присылал мне книги и статьи про болезни. Каждый чертов день! Или звонил мне в два часа ночи и вопил: "Ты ЭТО читал? Давай я тебе по факсу пришлю!" Стоит ли говорить, что перед "Человеком дождя" он ходил на консультации к психиатрам и читал толстые медицинские журналы. Столь полное перевоплощение в своих персонажей СОСЛУЖИЛО плохую службу - на съемках "Крамер против Крамера" актер, видимо, так натурально играл разводящегося, что в это самое время его настоящая жена Энн Бирн, с которой он прожил 10 лет, подала на развод. А ведь еще знаменитый Лоуренс Оливье когда-то сказал ему: "Почему бы тебе не попробовать НЕ ПЕРЕЖИВАТЬ, а просто СЫГРАТЬ нужное состояние? Это гораздо проще".

Актеры, которым выпала нелегкая участь играть с ним, говорят об этом с содроганием.

Джсссика Ланж после "Тутси" вспоминала, что на площадке дело едва не доходило до руко- прикладства. А Мерил Стрип говорила про партнера по фильму "Крамер против Крамера" исключительно в непечатных выражениях.

Хоффман и сам признает, что чуть ли не с секундомером в руках проверяет, кого больше на экране - его или партнерши. Он доводит до исступления не только актеров, но и режиссеров - после "Тутси" Сидни Поллак торжественно поклялся никогда с ним больше не связываться. "Но фильм-то получился, не понимаю, что им не нравится, - удивляется Хоффман. - Когда Стрейзанд делает фильм, она все перепроверяет тысячу раз, потому что понимает, что за неудачу спросят прежде всего с нес. Почему же я должен поступать иначе, если чуть ли не каждый фильм тащу на своих плечах?" Хоффман страшно расстроился, когда "его" третьего "Оскара" отдали Джеку Николсону, с которым у него издавна прохладные отношения. Еще он не терпит Аль Пачино. "Почему я должен кому-то уступать? Я и так отдал славе слишком много - времени, сил, здоровья.

И потом место под солнцем должно принадлежать лучшим. А разве я не лучший?" Есть лишь один режиссер, с которым Хоффман обожает работать, и, что удивительно, это чувство взаимно. С Барри Левинсоном они сняли "Человека дождя", "Затаившихся", "Плутовство" ("Хвост виляет собакой") и "Сферу".

Сейчас Дастину Хоффману 64, и он по- прежнему лучший. У него преданная жена - адвокат и шестеро детей.

Порой надвигающаяся старость вызывает у него приступы депрессии: "Больно сознавать, что чем ты старше, тем уже круг ролей.

Теперь я могу играть только людей старше себя!" Хоффман шутит, что именно поэтому он создал собственную продюсерскую компанию, чтобы никто не мог ему сказать: "Эта роль вам не подходит, вы слишком дряхлый!" А на крайний случай он уже придумал себе эпитафию: "Я так и знал, что этим кончится".

Будем надеяться, что до этого еще далеко.

У Хоффмана еще хватит сил нас удивить.

Сейчас он занят своей первой режиссерской работой - снимает триллер "Личный ущерб" (Personal Injuries), где исполнит главную роль. Фильм основан на реальных событиях: герой Хоффмана - тайный информатор ФБР, расследующий дело о коррупции в судебной системе. Стараясь максимально расширить актерский диапазон, Дастин по-прежнему верен себе.

Хоффман рассказывает: "В детстве, оставаясь один в комнате, я представлял, будто я воин, борец, который получает удар и падает, но снова поднимается, чтобы в результате победить". Появление в конце бО-х этого американского Ваньки-Встаньки означало наступление новой эры в Голливуде. Он был кем угодно, но только не идеалом и не идолом. Талант, известный своим нелегким характером и полной самоотдачей, Хоффман по-прежнему борется со стереотипами, выбирая роли, которые грозят сделать его антигероем, часто изображая несчастных, запутавшихся в проблемах людей, которые нередко не доживают до традиционного хэппи-эпда. Он пробил новый путь для остальных, доказал, что внешность для актера - ничто, мастерство - все.
Дастин Хоффман - гений перевоплощения

На висках у него седина, но он в хорошей форме, мускулы крепки, и держится он уверенно. Хоффман бывает смешным, рассказывает "бородатые" анекдоты, но вульгарным не бывает никогда. Он говорит негромким, монотонным голосом, который ассоциируется с его экранными героями. Многие из фильмов, в которых он снимался, признаны лучшими лентами Америки.

Дастин Хоффман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе, Калифорния. Он был младшим ребенком в семье. В детстве он учился играть на фортепиано. Любопытно, что в начале своей актерской карьеры, в театральной студии Пасадены, Дастин (на пару с товарищем) был признан самым бесперспективным учеником. Как ни курьезно, но этим товарищем был еще один ныне выдающийся голливудский актер Джим Хэкмен.

Возможно, судьба создала единый для всех актеров сценарий жизни: учеба, театр, карьера в кино… Но уж кого с трудом можно назвать благополучным актером, так это Дастина Хоффмана. Несмотря на его награды, создается ощущение, что его постоянно недооценивают. В свои 64 года он является обладателем трех "Оскаров" (если не считать еще пяти номинаций), шести Золотых Глобусов, трех наград Британской киноакадемии и множества других почетных призов за свои достижения. К тому же многие из кинолент с участием Хоффмана давали огромные сборы как в широком прокате, так и на видео. Однако здесь имеет место тот самый случай, когда деньги для артиста являются не самоцелью, а лишь оплатой (причем не всегда адекватной) его воистину титанических усилий.

Карьера Хоффмана началась с фильма "Выпускник" (1967). "Это мое единственное радостное воспоминание, связанное с шоу-бизнесом, - говорит актер. - Тогда мы с женой пошли на просмотр. Я увидел на экране свое лицо, и у меня застучали зубы. До этого я никогда не видел свое лицо на пленке. У меня затряслись все поджилки, и так я трясся, пока фильм не кончился. Вот это была радость! Я был невероятно возбужден, потому что со мной случилось то, чего я ждал много лет". За роль в этом фильме Хоффман был назван "Лучшим актером". После такого триумфа маленький и неприметный Дастин Хоффман парил над Голливудом на крыльях славы. Ему предлагали главные роли, им заинтересовались самые мастистые режиссеры. Но он отвергал один сценарий за другим, зато согласился на роль второго плана в первом американском фильме англичанина Шлезингера "Полуночный ковбой" (1969). Образ Рико Риццо был достаточно колоритным для того, чтобы Дастин Хоффман, по натуре вдохновенный импровизатор, развернулся во всю ширь своего воображения. Риццо был грязный хромой жулик, больной туберкулезом. Чтобы хромать натурально, Дастин сыпал себе в обувь мелкие камешки, а в одном из эпизодов на ходу придумал ставшую крылатой фразу "Куда едешь? Не видишь - я иду!"

Картину прокатчики заклеймили, ее разрешили показывать только в двух кинотеатрах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Тем не менее, "Полуночный ковбой" имел феноменальный успех. Он до сих пор является единственным фильмом категории X, выдвинутым на соискание "Оскара": шесть номинаций, три высшие награды американской киноакадемии - за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий.

Своего первого "Оскара" Хоффман получил за фильм "Крамер против Крамера" (1979). Тому предшествовал интересный факт: после того как Дастину в третий раз не удалось получить "Оскара", он с горечью заметил, что вся концепция наград академии "неприлична, грязна и гротескна, не лучше, чем обычный конкурс красоты". А получив, наконец, заветную статуэтку, он был растроган до слез и, унося свою третью награду, сказал: "Я очень горд и благодарен академии за поддержку".

С картиной "Крамер против Крамера" связана еще одна история. Во время съемок этого фильма, где Дастин играл роль разведенного отца, он разошелся со своей женой Энн Бирн, с которой они прожили десять лет. Вообще, судьба Хоффмана изобилует судьбоносными случайностями. Вскоре после развода с женой Дастин узнал, что его мать поразил неизлечимый недуг. Кстати, именно в облике своей матери Хоффман увидел персонаж, который позже превратил в Тутси. Да он и сам всегда считал, что фильм "Тутси" (1982) был наиболее автобиографичным из его фильмов, только, конечно, в сатирическом ключе.

Персонажи, в которых перевоплощается Хоффман, либо существуют вне традиционного общества (Ленни Брюс, Рико Риццо, Макс Дэмбо из "Точного времени"), либо противостоят общепринятым социальным условностям (Тутси, Крамер), к ним относится и "Человек дождя". "Я никогда не могу заранее угадать, будет ли фильм иметь успех, - рассказывает Хоффман. - Помню, один продюсер посмотрел "Человека дождя" на стадии постпродукции и сказал, что это оглушительный провал. "Это ужасно, - говорил он, - вы допустили грубейшую ошибку: сделали Тома Круза несимпатичным парнем!"

В этом фильме режиссера Барри Левинсона Хоффман играет мудреца, страдающего аутизмом; человека, наделенного редкими способностями, но лишенного возможности нормально воспринимать окружающее и общаться с другими людьми. Хоффман не пожалел усилий, чтобы постичь непривлекательную реальность аутизма. Более года он провел с больными и их семьями и, в конце концов, сблизился с двумя из них, которые и стали прототипами его героя. "Когда в 1958 году я впервые приехал в Нью-Йорк учиться актерскому искусству, я поступил санитаром в нью-йоркский психиатрический институт. Тогда же я начал посещать психоаналитика. У меня были огромные проблемы. Меня постоянно увольняли. Отовсюду. Я не мог контролировать себя. Меня никто не хотел понимать. Через полгода сеансов психоаналитика я получил роль на Бродвее. Так что эта роль для меня - возможность вернуться в прошлое, заняться чем-то знакомым".

На съемки фильма ушло восемнадцать месяцев. И Мартин Брест, и Стивен Спилберг отказались работать над этой картиной, потому что им не понравился сценарий. Фильм увидел свет благодаря упорству Хоффмана и Барри Левинсона. "Понимаете, говорить: "Не следовало тратить десять лет, чтобы расписать Сикстинскую капеллу" - абсурд, - считает актер. - Равно как и говорить: "Нельзя столько времени тратить на съемки фильма". И то, что вы видите на экране, говорит само за себя".

Возможно, именно так Дастин Хоффман снискал себе дурную славу "зануды" и "трудного актера" - он постоянно спорит с режиссерами, придирается к мелочам… В результате работа затягивается на несколько лет. Однако это не мешает ему создавать на экранах нетленные образы. Среди последних его киноработ - роль в картине "Сфера" (1998), где Дастин сыграл психолога Нормана, человека, помогающего людям справиться с кризисной ситуацией. "Нас там трое главных: я, Шэрон Стоун и Сэмюэль Джексон. Мы снимали на севере, в Сан-Франциско. Я получил удостоверение водолаза. Но были и неприятные испытания. Я с детства страдаю сенной лихорадкой, и мне не стоило ехать в Напа-Вэлли весной. Я не знал, что это мировая столица сенной лихорадки. На этом фильме все чем-то болели. Почти все переболели гриппом, потому что работать под водой довольно скверное дело. Надеюсь, это не повлияло на конечный результат. А в актерском отношении это было замечательно, потому что нам было что играть".
Реклама