Жанр: Мелодрама
Производство: США
Актеры: Марко Феррери, Уго Тоньяцци/Ugo Tognazzi/, Александра Стюарт/Alexandra Stewart/
Описание:
При упоминании имени Марко Феррери (род. в1928 г.) сразу возникают образы его лент — эффектные, будоражащие, эмблематичные. Пистолет, выкрашенный эстетом-дизайнером красной краской и расписанный игривыми белыми крапинками, наглядно воплощает метафизическое единство Эроса и Танатоса, а гигантская туша поверженного Кинг-Конга на фоне далеких силуэтов Манхэттена выглядит как памятник обанкротившейся цивилизации, заносимый зыбучими песками. Мифологические мотивы сплавлены у Феррери с броским кичем нынешнего разлива, «сквозные» образы одновременно инфантильны и космичны, а «ударные» кадры словно сошли то ли с холста сюрреалиста, то ли с ближайшего рекламного щита. Феррери, начиная путь в кино, сотрудничал с корифеем неореализма Чезаре Дзаваттини, а на съемках фильма Альберто Латтуады Шинель (1951), вольной экранизации повести Николая Гоголя, был ассистентом режиссера. Шла эпоха неореализма, и сочувствие к итальянскому «Акакию Акакиевичу» было безоговорочным — фильмы же самого Феррери удивили жестким и саркастичным изображением «маленького человека». Он вообще не вписывался ни в одно из влиятельных направлений кино Италии. Так, в его Свадебном марше (1966) были внешние черты «комедии по-итальянски» — но отстраненный взгляд автора, необычный для этого истинно народного жанра, почти превращал героев в биологические особи. Дело было не в эротике — экран Италии не страдал ханжеством, а его мастера, как истинные «наследники Боккаччо», обычно рисовали чувственную телесность радостной, теплокровной, солнечной. У Феррери же любовь и брак походили на механическое отправление программы размножения, вложенной природой в людскую особь наподобие трудового инстинкта пчел. Изображая все институты общества, от церкви до полиции, Феррери не жалел издевательских красок, однако, вопреки привычной социальной сатире, Государство в его лентах вроде бы и не противостоит личности. Само оно сотворено здесь таким недоразвитым или выродившимся животным, как человек, и ублажает прихоти этой неразумной и похотливой твари. Человек в мире Феррери — не венец природы, а образчик ее деградации и во всех отношениях уступает приматам. Его идеал — набитое чрево, а высший смысл существования — производить тот продукт жизнедеятельности, что обильно представлен в самых «пахучих» кадрах фильма Большая жратва (1973). Феррери казался столь чуждым культуре Италии, где человек издавна был мерой вещей, что его поспешили назвать «итальянским Бунюэлем» — из-за пристрастия обоих режиссеров к шоковым краскам и «антибуржуазному» эпатажу. Это несправедливо к вполне самостоятельному Феррери и неточно по отношению к Луису Бунюэлю, герои которого подчинялись не законам биологии, а иррациональным стихиям. Философский кинематограф Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти осваивал сферы духа, и на этом фоне «зоологические» экзерсисы Феррери казались вызывающе циничными. Но бытийные проблемы он решал «от обратного» и был близок именно этой мощной ветви итальянского кино. Совершенно очевидно, что самые эпатажные образы Феррери вызваны не цинизмом — станет циник убиваться из-за того, что мир устроен по циничным законам потребления! — а парадоксально выраженной тоской по идеалу. @Олег КОВАЛОВ