Жанр: Триллер
Производство: США, Alcon Entertainment
Режиссер: Кристофер Нолан /Christopher Nolan/, Кристофер Нолан
Актеры: Аль Пачино /Al Pacino/, Мартин Донован /Martin Donovan/, Робин Уильямс /Robin Williams/, Ники Кат, Паул Дулей, Хилори Сванк, Маури Тиернэй
Описание:
Некоторые режиссеры обладают удивительным даром - снимать снотворные фильмы. Морфей так и витает на просмотре картин вроде Hardball или Antitrust. Бесценный дар, он не должен остаться незамечен. Думается, что такие мастера должны служить людям, развивать фармацевтическую промышленность, двигать науку. Только вот опыты лучше ставить не на людях. Некоторые другие режиссеры, как Крис Нолан, например, научной ценности не представляют никакой. Напротив, их творчество спать не дает. И не только в зале, но и потом. Автору этих строк известен случай, когда после просмотра "Memento" некий гражданин не спал восемь ночей, а потом и вовсе умер. Что не может не служить свидетельством вредоносности творчества Нолана, которого мы предлагаем в дальнейшем от общества изолировать. На этот раз Нолан (несколько развернувшийся в финансах после предыдущего своего проекта с Гаем Пирсом, который снимался практически за спасибо) пригласил в картину двух знаменитостей - умопомрачительного Аль Пачино и сладковатого Робина Уильямса. И если Пачино в роли сурового мужика нам представлялся более менее ясно, то убийца-Уильямс как-то изначально не впечатлял. Но обо все по порядку. Нолан снял кино о совести. Совесть в маленьком городке на Аляске, куда приехал расследовать загадочное убийство герой Аль Пачино, во время полярного лета не спит. И вместе со своей совестью не дремлет и сыщик. Причем полуденные лучи, проникающие в его гостиничный номер далеко за полночь, понемногу сводят героя Пачино с ума. Кроме того, постоянное общение с совестью (которая появится лично ближе к концу фильма), никого ни до чего хорошего не доводило. Наш герой по ошибке застрелил в тумане своего напарника, и вот уже, не в силах совладать с собой, вынужден согласиться на условия убийцы, которого играет Уильямс. Сосбственно, только ночной визит совести вновь наставляет героя Пачино на путь истинный. И зная, что его ждет высшая мера, он теперь готов решительно на все. Действительно, это одна из лучших работ Пачино, и уж точно лучшая за последние два года (нечасто Аль сейчас появляется на экранах). По силе игры не отстает и Уильямс (тут я отсылаю вас к моим предварительным впечатлениям в начале рецензии). Он играет эдакого не вполне уверенного в себе убийцу-неврастеника, который водит полицию за нос только потому, что всю жизнь писал полицейские романы. И все, мы привыкшие к бесконечным приторным уильямсовским ролям, начинаем осознавать, что его загадочная улыбка - ни что иное, как маска. Нолан еще раз подбросил нам пищу для размышлений. Оправдывает ли цель средства? Можно ли творить закон беззаконием? И там, где мы, не задумываясь, даем отрицательные или утвердительные ответы, кроется ловушка. Ибо то, что кажется целесообразным, может привести к совершенно чудовищным последствиям. Порекомендуем "Бессонницу" поклонникам творчества и Нолана, и Пачино. Insomnia - скорее философский фильм, нежели картина про трупы, но детей я бы на просмотр брать не стал.